Аист — пернатый символ Страсбурга

Европа » Страсбург
 11.09.2007
Ежегодно в Страсбург приезжают тысячи туристов, и практически каждый везет домой небольшой сувенир – маленького плюшевого аиста. Эта птица является нынешним символом Эльзаса. Клебер, центральная площадь Страсбурга, буквально утыкана лотками, на которых аккуратно расположились сувениры, а буквально в нескольких сотнях метров находятся места, которые облюбовали живые аисты.

 

Статья Комментарии
Аист - пернатый символ Страсбурга

Ежегодно в Страсбург приезжают тысячи туристов, и практически каждый везет домой небольшой сувенир – маленького плюшевого аиста. Эта птица является нынешним символом Эльзаса. Клебер, центральная площадь Страсбурга, буквально утыкана лотками, на которых аккуратно расположились сувениры, а буквально в нескольких сотнях метров находятся места, которые облюбовали живые аисты. Площадь Республики, университетский сад, бульвар Робертсо – десятки птиц свили здесь свои гнезда. Причем здешние аисты не боятся ни людей, ни машин, ни частых вспышек фотокамер, запечатлевающих гуляющих по лужайкам пернатых. Однако не всегда аистам в Эльзасе жилось так беззаботно – еще 30 лет назад этот вид считался здесь вымирающим, во всем регионе насчитывалось лишь несколько пар этих замечательных птиц.

Тогда-то ученые-орнитологи забили тревогу. Чтобы возродить популяцию, неподалеку от эльзасского местечка Кольмар под руководством биолога Жан-Клода Рено открылась ферма, на которой аистов стали выращивать. Первые особи были завезены сюда из Германии. Первоначально этот проект не внушал доверия большей части ученого сообщества, однако усилиями Рено и его немногочисленных сподвижников были найдены спонсоры, выделившие на ферму средства. Уже весной следующего года в вольерах раздавался радостный писк маленьких аистят – Рено блестяще справился с поставленной задачей.

Дальнейшие планы ученого были гораздо серьезнее. Чтобы добиться восстановления популяции аистов нужно было решить ряд сопутствующих проблем, основной из которых являлась экологическая. Рено начал оказывать поддержку природоохранным общественным организациям, которые боролись с загрязнением окружающей среды отходами промышленности и сельского хозяйства, сбросом отходов в реки, использованием опасных ядохимикатов. Человек своей деятельностью разрушал природу и экологическую систему, и аистиная ферма была лишь первым шагом на пути к восстановлению природного равновесия.

Рено активно привлекал к решению экологических проблем политиков, в предвыборных программах многих кандидатов в парламент и органы местного управления появились пункты, отражающие тему борьбы за чистоту природы. Народ поддержал благие намерение парламентариев, и те, в свою очередь, не могли не оправдать доверие избирателей. Дело в том, что во Франции политики обещают только один раз, второго у них просто не бывает, не выполнишь обязательства – преждевременно закончишь карьеру. Так что, несмотря на то, что Рено многие считали чудаком, местные бюджеты исправно инвестировали его проект. Аистиная ферма стала обсуждаться в прессе и на телевидении. Орнитологи же исправно выполняли свою работу и добились немалых успехов – спустя два года популяция птиц на ферме достигла нескольких сотен.

Далее необходимо было приучить аистов жить за пределами фермы, в дикой природе, в городских условиях. Жители Страсбурга не без оснований считают, что успех проекта целиком и полностью заслуга Жан-Клода Рено. Но сам биолог всегда утверждал, что плоды принесло не только его участие, но и понимание людей, которые наконец осознали, какие последствия может нести возможная экологическая катастрофа. Правительство Эльзаса утвердило новые нормы по охране природы, куда, в частности, включен жесткий контроль работы потенциально опасных для экологии промышленных предприятий. Были проведены работы по очистке местных рек и озер. В середине девяностых Эльзас стали по праву называть возродившейся природной зоной. И самым ярким тому подтверждением стали аисты, обосновавшиеся в центре Страсбурга.

Рено не собирался останавливаться на достигнутом. Один из молодых коллег ознакомил ученого со старинной историей Эльзаса, где говорилось, что в старину здешние леса, озера и реки кишели выдрами – маленькими пушными зверьками. Если выдры облюбовали водоем, значит вода в нем очень чистая. Испокон веков на выдр велась постоянная охота – мех зверька очень ценится, невзлюбили выдр и рыбаки, увидев в них конкурентов. Неподалеку от аистиной фермы Рено открыл центр, занимающийся разведением этих замечательных зверьков. Биолог стал часто использовать в своих целях телевидение, снимая документальные фильмы о выдрах. В своих лентах Рено, в частности, утверждает, что по своему поведению и особенностям характера выдра напоминает смесь кошки и собаки. Она легко дрессируется, быстро усваивая команды, но в то же время может капризничать, показать характер. Фильмы Жан-Клода, продемонстрированные по метсным каналам, снискали у публики огромную популярность.

Новостные агентства стали делать репортажи об этом замечательном человеке, который стал символизировать природное возрождение Эльзаса. Но были и недовольные. В их числе вышеупомянутые рыбаки – ассоциация рыболовов выступила против проекта по разведению выдр. Но и из этой непростой ситуации Рено нашел выход: в своем центре он организовывает специальные вольеры, демонстрируя, что выдры на самом деле не уничтожают рыбу, а выступают в роли природных чистильщиков.
 

Автор Андрей Гецевич



Статья Комментарии
Рекомендуем почитать